На протяжении десятилетий планирование строительства в США в основном отдавало предпочтение аналитическим методам, таким как метод критического пути (CPM). Однако исторически эффективная альтернатива — локационное планирование — возвращается, обусловленное потребностью в более наглядном и практичном управлении проектами. Этот подход, который ставит пространство в приоритет как критический ресурс, не нов; его корни уходят в начало 20-го века, но его внедрение было неравномерным.
Исторические прецеденты
Концепция планирования работ на основе местоположения — не современное изобретение. Фактически, одни из первых и наиболее успешных внедрений произошли в 1930-х годах, особенно заметно во время строительства Эмпайр-стейт-билдинг. Используя систему, тесно напоминающую современный график «линия баланса», руководитель проекта поддерживал строгий темп возведения, изготовления и проектирования стальных конструкций. Эта координация, в сочетании с тесным сотрудничеством между генеральным подрядчиком и архитектором, привела к завершению здания в рамках бюджета и досрочно, всего за год с небольшим.
За пределами знаковых сооружений локационное планирование нашло раннее применение в производстве. Goodyear в 1940-х годах и немецкие производители самолетов в 1930-х годах использовали аналогичные концепции темпа. Идея распространилась в Японию, в конечном итоге став краеугольным камнем производственной системы Toyota, где она известна как такт-время — метод поддержания стабильного и последовательного производства.
Почему этот метод вышел из моды
Несмотря на доказанную эффективность, локационное планирование потеряло позиции в США после внедрения CPM. Критики утверждали, что графики «линия баланса» лишены аналитической строгости CPM, отметая их как простые инструменты визуальной коммуникации. Хотя исследования 1980-х годов опровергли это утверждение, ущерб был нанесен: CPM уже стал доминирующим методом планирования.
Возвращение темповых работ
За последние два десятилетия локационное планирование вновь набирает популярность, обусловленное потребностью в более практичных и наглядных методах. Правительство США использовало темповую систему под названием «Краткосрочное производственное планирование» во время реконструкции Пентагона в 2002 году. Дальнейшие исследования в Великобритании привели к разработке «недельного темпового планирования». Диссертация Олли Сеппанена о системе управления на основе местоположения также способствовала его возрождению.
Сегодня тематические исследования изучают использование такт-времени для менее повторяющихся строительных проектов. Ключ к эффективному донесению плана такт-времени остается прежним: график на основе местоположения, такой как график «линия баланса», необходим. Независимо от того, представлен ли он в одном, двух или более измерениях, пространство является критическим ресурсом, который необходимо интегрировать в любое строительное расписание.
Возрождение локационного планирования — это не просто возрождение старого метода; это признание того, что приоритизация пространства, темп работ и поддержание визуальной ясности необходимы для успешных строительных проектов. Уроки, извлеченные из строительства Эмпайр-стейт-билдинг и производственной системы Toyota, актуальны сегодня, как и десятилетия назад.
